Исследователи соловецкого зодчества обошли вниманием это внешне невзрачное здание. Между тем, в историческом аспекте перед нами один из важнейших сакральных объектов обители — усыпальница, где в границах несуществующих разобранных древних часовен ХVI–ХVIII вв. располагались могилы трех соловецких святых: Савватия (†1435), Германа (†1484) и Маркелла (†1663). История данной церкви возвращает нас к первым страницам некрополя Соловецкого монастыря.
Иноки Савватий и Герман — первые монашествующие на Соловках — стояли у истока Соловецкой обители. Савватий — монах Кирилло-Белозерского, а затем Валаамского монастыря. Герман проживал при часовне на р. Выг; по сведениям одного из списков Жития, он «был родом из корельских людей»3. В 1429 г. в поисках уединенного пустынножительства Савватий и Герман поселились внутри Соловецкого острова на берегу одного из лесных озер, неподалеку от горы, впоследствии названной Секирной. Здесь они построили кельи, водрузили крест, начали свой духовный подвиг. Через шесть лет, в 1435 г., перед своей смертью Савватий вернулся на материк, где и скончался 27 сентября. Его погребли у часовни на Выгреке в селении Сороке (ныне г. Беломорск). А Герман в 1436 г. возвратился на остров с монахом Зосимой. Они выбрали для житья берег моря неподалеку от того места, где впоследствии и был основан Соловецкий монастырь.
Герман прожил на острове более 50 лет. Житие называет его «аввой», т.е. монахом-старцем. Он был безграмотным, но именно с его слов будущим игуменом Досифеем или другими монахами были сделаны первые записи о пребывании на Соловках прп. Савватия и Зосимы. В связи с этим историки называют прп. Германа автором первой, не дошедшей до нас редакции Жития Зосимы и Савватия. Умер он в 1484 г. в Новгороде, в Антониеве монастыре, куда был послан по делам. Его ученики повезли тело усопшего на Соловки, но, застигнутые распутицей, вынуждены были похоронить старца у часовни деревни Хавроньиной на берегу р. Свирь.
Из трех основоположников Соловецкого монастыря только прп. Зосима почил на Соловках. Это произошло 17 апреля 1478 г. Над его могилой за алтарем деревянной Преображенской церкви была поставлена деревянная гробница — типа часовни. Однако еще ранее Зосима позаботился, чтобы мощи прп. Савватия были преданы соловецкой земле. В 1471 г. по его настоянию гроб с прахом Савватия перевезли в Соловецкую обитель, где погребли «за алтарем деревянныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы»4. Здесь, согласно Житию, над его ракой Зосимой была воздвигнута деревянная постройка, которую источники именуют гробницей. В 1489 г. братия перевезла в Соловецкий монастырь и гроб прп. Германа. Он был встречен с великой честью и «погребен честно подле гроба Савватия»5. На то, что Германа захоронили непосредственно в деревянной гробнице Савватия, прямо указал и поздний Соловецкий летописец 1833 г.: «... нетленные мощи преподобного Германа из веси Ховроньиной были перенесены в Соловецкий монастырь и погребены с почестию близ гроба Савватия чудотворца на правой стороне церкви святителя Николая в часовне»6.
Исторические документы хранят полное молчание о дальнейшей судьбе деревянных гробниц Савватия и Зосимы. В частности, не ясно, сгорели ли они во время мощного пожара 1538 г., уничтожившего практически всю обитель. Исследователь А.Г. Мельник высказал однозначное суждение, что тогда сгорели обе гробницы и что вскоре «над могилами Зосимы и Савватия появились новые гробницы»7. Развивая эту мысль, о. Лонгин в составленном им современном «Сказании об обретении святых мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и о перенесении их в новопостроенную церковь монастыря» замечает, что устроение новых гробниц было завершено к 1545 г., когда 2 сентября, в день памяти первоначальников монашества на Руси прп. Антония и Феодосия Печерских, состоялось «первое обретение святых мощей преподобных Зосимы и Савватия». По его мнению, именно с этим событием связано написание в 1545 г. двух икон Божией Матери «Боголюбская», неодинаковые размеры которых, возможно, обусловлены различием интерьеров новоустроенных часовен8.
На церковном Соборе 1547 г. прп. Зосима и Савватий были канонизированы9, а в 1566 г., после завершения строительства каменного Спасо-Преображенского собора, их мощи были перенесены в Зосимо-Савватиевский придел и помещены в деревянные раки работы новгородских мастеров. Судьба гробницы прп. Зосимы, оказавшейся на месте алтаря нового собора, вполне понятна: ее разобрали. А что стало с деревянной гробницей прп. Савватия, осталось неясно. Во всяком случае, монастырские описи конца ХVI и самого начала ХVII столетия хранят молчание о ней.
В 1622 г. могила прп. Германа вскрывалась: «В лето 7130 при игумене Иринархе было обретение мощей преподобнаго аввы Германа»10. Вовсе не случайно последующие описи Соловецкого монастыря 1632, 1640 и 1645 гг. упоминают деревянную «гробницу Германа» над его могилой. Это свидетельство начала почитания Германа на Соловках как местного святого. В описи монастыря 1668 г. вместо гробницы отмечена «часовня прп. Германа»11. Все это происходило задолго до официального прославления Германа, состоявшегося только в 1690 г. по грамоте архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия12.
В деревянной часовне прп. Германа во в.п. ХVII в. был погребен Маркелл — архиепископ Вологодский, бывший соловецкий игумен. Маркелл являлся пострижеником Соловецкого монастыря. В должности игумена он пребывал с 1639 по 1645 гг. При нем на северном дворе возвели двухэтажную каменную Портную палату. В 1642 г. Маркелл являлся даже одним из претендентов на должность патриарха. В 1645 г. он был поставлен «во архиепископа на Вологду». Скончался Маркелл 22 марта 1663 г. По завещанию тело его погребли в Соловецком монастыре 5 июня13. Впоследствии на Соловках возникло почитание архиепископа Маркелла. День его памяти приходится на 22 августа по нов. ст. — на Собор Соловецких святых14. На иконе начала ХХ в., изображающей всех соловецких святых, святитель Маркелл занимает одно из самых почетных мест наряду со святителем Филиппом, преподобными Зосимой и Савватием.
В середине XVIII столетия граверы братья Иван и Алексей Зубовы выполнили первое реалистическое изображение деревянной часовни прп. Германа. Это была небольшая прямоугольная в плане бревенчатая постройка с двухскатной деревянной кровлей, увенчанной небольшой главкой, и с прямоугольником окна в центре западной стены. Косая штриховка заполнения западного окна указывала на наличие здесь слюдяной окончицы15 (илл. 1). В 1753 г. на месте деревянной часовни зодчим из Холмогор была выстроена каменная, о чем подробно сообщает Соловецкий летописец конца ХVIII в.: «Построена часовня каменная четыреугольная с осмериком вместо прежней деревянной, где погребен был преподобный Савватий и где преподобный Герман почивает и архиепископ Вологодский Маркелл. От северной стены сделаны надписи две на каменных плитах с написанием». Одновременно рядом была выстроена часовня прп. Иринарха: «У оного дела мастер был холмогорец Михайло Авксентьев с товарищи. За работу им дано 125 рублев. При той же работе было черноработцев тритцать человек; найма ряжено во все лето по 8 рублев человеку, и того 240 рублев. К оным часовням на связи пошло железа заводскаго полосоваго 50 пудов 24 фунт 24 фунта...»16
Часовня Германа сохраняла свой облик в следующем столетии. Архимандрит начала ХIХ в. Макарий сообщает, что эта постройка «четвероугольная с осмериком»17. Аналогичное описание приводит в своей книге и архимандрит Досифей18.
Изображение каменной часовни имеется на ряде гравюр. Четверик покрыт четырехскатной крышей. На четверике — восьмерик со световыми окнами. Венчает его барабан с главкой. Вход в усыпальницу расположен с запада, дверь прямоугольной формы19. На чертеже 1790 г., составленном инженер-подпоручиком Васильевым, Германова часовня показана к югу от Никольской церкви20. По приложенному масштабу ее размеры составляли 1х2 сажени.
Досифей привел надписи на каменных плитах, вмурованных в стену на правой при входе стороне (о погребении Германа) и на левой (о погребении Савватия и Маркелла):
«Прямо сего гробъ Преподобнаго Германа, пришедшаго на островъ съ Преподобнымъ Савватиемъ въ лето 6937, жилъ съ Преподобными Зосимою и Савватиемъ и по нихъ всего 55 лет, преставися въ лето 6992».
«Зде погребенъ бысть Преподобный Савватий, Соловецкий Чудотворецъ, по пренесении его мощей съ Выга реки изъ Сороки въ лето отъ Адама 6979, а отъ Рождества Христова 1471. Преставися въ лето от Адама 6943, а от Рождества Христова 1434. Отъ преставления до пренесения прейде 36 летъ».
«Здесь погребенъ Маркеллъ, архиепископъ Вологодский; преставися въ лето отъ Адама 7171, а отъ Рождества Христова 1662 марта 22 дня. Тело же его по завещанию его привезено на обещание, въ Соловецкий монастырь то же года июня 5 дня. Игуменомъ был 6 летъ»21.
В 1859 г. часовню ХVIII в. сменило существующее здание церкви, которое оказалось в подклете построенного одновременно с ней Троицкого собора. В описях 1866 и 1899 гг. о церкви прп. Германа сказано: «... с западной части выдается на пять три четверти аршин, кровля ее на два ската, на ней одна глава малая покрыта железом и окрашена кобальтом, крест деревянный восьмиконечный вызолочен червонным золотом на мардане». Помещение церкви было вытянуто: «Внутри церковь длиною 15, алтарь 6,5 аршин, шириною 7 аршин 2 вершка». Первая опись этой церкви 1866 г. отмечает четыре окна в алтаре (одно заложено) и пять в самой церкви. Во всех — решетки. Входные двери с запада — деревянные. Снаружи их дополняли решетчатые железные двери. В церкви имелся иконостас22.
В книге архимандрита Мелетия 1881 г. дано следующее описание интерьера церкви: «Здесь посреди церкви стоит бронзосеребряная рака над могилою, где покоятся мощи Преподобного Германа в земле под спудом. Внутренность храма расписана масляною краской. Предалтарный иконостас столярной работы с живописными работами нашего времени. На левой стороне от входа во храм, близ стены, почивают под спудом мощи святителя Маркелла, Вологодского архиепископа, бывшего ранее игуменом в Соловецком монастыре, как видно из надписи на плите, вырезанной над могилою святителя. Храм холодный, в нем бывает ранняя литургия в летнее время по заказу богомольцев за упокой их родных и присных»23.
Интерьер церкви Германа этого времени запечатлела единственная фотография, выполненная в конце ХIХ в. Яковом Лейцингером. Пол побеленного сводчатого помещения выстлан квадратными белокаменными плитами. Вдали одноступенчатая солея. К ней и царским дверям ведет ковровая дорожка. Иконостас достаточно скромный. На южной стене в межоконных просветах — по иконе. С потолка свисает изящное паникадило с 12 свечами. Окна с летними рамами забраны железными фигурными решетками. У южной стены напротив мемориальной доски установлена рака прп. Германа на невысоком каменном постаменте.
Престольный праздник церкви во имя Германа, Соловецкого чудотворца, приходился на 30 июля по ст. стилю (на 12 августа по нов. ст.), на день обретения мощей преподобного в 1484 г.24
В советский период, во время существования на Соловках концлагеря (1923-1939 гг.), Германовская церковь была полностью разорена, ее интерьер уничтожен, хотя и не сразу. В 1923 г., когда создававшийся на Соловках концлагерь стал активно осваивать здания упраздненного монастыря, ее удалось отстоять. Прибывшая на Соловки комиссия Наркомпроса в составе П.Д. Барановского, Н.Н. Померанцева, Е.И. Силина отметила, что «церковь пр. Германа как типичный памятник своего времени остается полностью за отделом музеев» Наркомпроса25. Такой оценке немало способствовало то обстоятельство, что это была одна из немногих построек, не пострадавших во время мощного пожара 1923 г.
При концлагере в церкви прп. Германа располагался продуктовый ларек для заключенных26.
21 сентября 1925 г. на Соловках «в целях антирелигиозной пропаганды» было осуществлено вскрытие захоронения прп. Германа. Момент изъятых мощей был запечатлен на фотографии, на которой показан полный костяк, сложенный на плите27. До 1939 г. мощи прп. Германа наряду с мощами прп. Зосимы и Савватия находились в историко-археологическом отделении музея Соловецкого общества краеведения. После упразднения концлагеря они попали в Москву в Центральный антирелигиозный музей. В 1946 г. их передали в Ленинград, в Государственный музей истории, религии и атеизма, размещавшийся в Казанском соборе, а в 1990 г. вернули Русской Православной Церкви28. В 1992 г. мощи преподобных в торжественной обстановке в сопровождении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были доставлены на Соловки29.
К моменту начала раскопок в 1998 г. Германовская церковь представляла собой пустое помещение с земляным полом. Только при входе сохранилось два-три ряда белокаменных плит. В юго-западном углу, при входе, на одной плите имелось небольшое заглубление, оставленное молившимися коленопреклоненными людьми. Моление могло совершаться перед гробницей преподобного.
В.А. Буров, ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРМАНА СОЛОВЕЦКОГО ХIХ В.: ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ